Подчеркивается важность выхода за рамки формальных НКО и изучения неформальных групп и объединений, которые могут быть основой роста социального участия, а также источником возникновения новых социальных движений и формальных организаций. Данные для статьи взяты из качественного социологического исследования, проведенного в мае 2011 г. авторами и командой студентов. Исследование состояло из 4 глубинных интервью, взятых в 19 формальных и неформальных объединениях. Авторами выделены несколько видов изучаемых групп: треть изученных объединений представляют собой классические «коллективные» организации, ориентированные на групповую идентичность, треть – современные «команды», ориентированные на решение проблем, и треть – организации сетевого типа, ориентированные на коммуникации в сообществе и решение проблем. Нами описываются четыре основные стратегии лидеров объединений: глава учреждения, предприниматель, консультант и идеолог. Данные стратегии приводят к разнообразию организационных стратегий и различным подходам к сотрудничеству с местными органами власти.