В статье даётся полный анализ ранней оперы Эдисона Денисова «Иван-солдат». Рассматриваются некоторые признаки «новой фольклорной волны», а также ранние проявления будущего стиля композитора. В 1950–1960-е гг. ХХ в. для многих молодых отечественных композиторов обращение к фольклору было единственной возможностью для самовыражения и обновления музыкального языка. Во второй половине ХХ в. остро встаёт проблема сохранения национального в творчестве. Опера «Иван-солдат», премьера которой в Томске состоялась спустя более полвека после написания, до сих пор привлекает внимание своей «незаигранностью». Отдельно стоит отметить, что в профессиональной литературе отсутствует подробный разбор «Ивана-солдата», хотя опера неожиданно открывает нам «другого» Денисова: более «легкого» для восприятия, наполненного фольклорными элементами.