Данная монография – это не что иное, как «рассказ», некоторое повествование самих учителей о многих актуальных проблемах школы XXI в. Поэтому в книге присутствует много цитат из интервью, которые хорошо передают идеи и интерпретации педагогов, а их дискурс погружает в атмосферу смыслов жизненного мира учителя. Авторы старались преподнести взгляды учителей без привнесения собственных стереотипов, на которые обречён любой исследователь. Особенно это касается тем, которые воспринимаются как досконально изученные и злободневные. В работе последовательно раскрываются важные вопросы о специфике профессии учителя, его ценностях, вкладываемых в работу смыслах и стереотипах, существующих в обществе. Показана связь между тенденциями современного общества и проблемами в системе образования. Читатель заметит разницу между профессиональным выгоранием и социальной апатией, которая пронизывает современный мир и является формой адаптации к его изменчивости, относительности этических конструкций, размытой идентичности и т.д. В работе будет дан ответ на вопрос о причинах социальной апатии, ее влиянии на систему образования и, в связи с этим,выделены не только негативные, но и продуктивные стратегии адаптации учителей к школьной среде, даны рекомендации по улучшению самочувствия и восстановлению гармоничной и продуктивной профессиональной позиции, где огромную роль играет рефлексия как жизненно необходимая практика для любого учителя.