Автор исходит из типологической проблемы: необходимость уточнения места В. Шукшина в литературном процессе второй половины ХХ в. С ее решением связывается анализ не только художественного, но и публицистического наследия писателя, представляющего собой целостное высказывание о человеке и бытии и необходимого для понимания его эстетики. В зависимости от способа нарративного действия, в публицистике В. Шукшина выделяются два плана: собственно публицистический, в котором доминирует риторическая целеустановка, и эссеистический, со свойственным ему модусом рефлексии. В ходе анализа, во-первых, реконструируются представления писателя о жизненном укладе традиционной русской деревни и детерминантах его кризиса, выраженные риторически. Во-вторых, предпринимается попытка интерпретации субъективных переживаний, составляющих предмет авторской рефлексии в эссеистическом плане высказывания. Подтверждаются близость В. Шукшина художественным поискам «деревенской» прозы и существенное расхождение с нею. С одной стороны, писатель вырабатывает свою ретроутопию крестьянского мира, с другой - преодолевает утопизм сознания, свойственный «деревенщикам», предстает как носитель сознания, отпавшего от рода, находится в мучительном поиске ценностей уже не коллективного, а индивидуального существования.