В статье предлагается рассмотреть заявление Достоевского,что он не является психологом, на фоне программных антипсихологических выступлений писателей и философов XX столетия. Как представляется, опыт этого века может помочь в понимании новаторства Достоевского. Особенно значимы две важнейшие тенденции антипсихологизма XX в. Первая предлагает видеть в «Я» человека не содержательно богатый внутренний мир, а точку ускользания и отсутствия (А. Арто, Ф. Кафка, Р. Музиль и др.). Вторая считает необходимым отказаться от пространственного моделирования нетелесной сущности человека (тело — внешнее, нетелесное — «внутренний мир») и сконцентрировать внимание на осмысленном событийном присутствии человека (М. Хайдеггер, М. Бахтин, поэтический неотрадиционализм, например, Т.С. Элиот и т.д.). Многие представители обеих тенденций считали Достоевского своим учителем.