Проблема аксиологической коннотации славянских этнонимов – предмет междисциплинарного исследования этнолингвистики и лингвокультурологии. Представлено метафизическое осмысление первичной природы мира и бытия в ракурсе деления социума на своих/чужих и, соответственно, этнонимы экзонимической и эндонимической природы. В центре внимания находится тонкая грань между этнонимами, беспристрастными названиями народов, и этнофолизмами, обладающими экспрессивно-стилистическими и эмотивными маркерами. Доказывается, что этнофолизмы, заключающие в себе не только познавательный опыт, но и аксиологическое восприятие отличительных этнических признаков, обладают определённой модусной природой (выражают субъективно-личностное отношение к иным этническим сообществам): визуальной, социальной и аудиальной. Рассматриваются обусловливающие аксиологическую коннотацию четыре дискурсивно-прагматических типа этнонимов: 1) имена своих как репрезентанты этнокультурной картины мира; 2) этнонимы, представляющие иную культуру и образ жизни; 3) этнонимы, выражающие отношение к экзохтонным этносам; 4) этнофолизмы, служащие лексико-семантическим инструментом выражения агрессии к «чужим» и средством провокации. Должное внимание отводится проблеме пополнения современного «языка вражды» неологизмами. Выделяются различные социоисторические признаки их внутренней формы. Обращается внимание на то, что, хотя традиция называть жителей других регионов обидными прозвищами не нова, в наше время, когда сообщество находится в турбулентном геополитическом состоянии, пренебрежительное употребление этнонимов, их искажение может усиливать социальную напряжённость.