Кризис отечественной киноиндустрии, начавшийся в конце 1980-х, был обусловлен рядом обстоятельств объективного и субъективного характера и прежде всего нежеланием зрителя смотреть новые российские фильмы. Одной из существенных причин этого стало радикальное изменение тематики и стилистики фильмов. Дальнейшее разделение отечественного кино на фильмы для массового зрителя и фильмы, ориентированные на эстетически продвинутую аудиторию, привело к еще большему снижению зрительского интереса. В 2000-е гг. предпринимаются активные попытки развивать жанровое кино, привлекать зрителя темами, вызывающими эмоциональный отклик, но чаще всего они оказываются малоуспешными. В статье анализируются причины отчуждения зрителя от отечественной кинопродукции, проблема культурной глобализации и национальной самоидентификации, а также исследуются попытки возрождения коммуникативной привлекательности российских фильмов.