Обобщается опыт внедрения и эксплуатации информационных систем Томского горисполкома. Предлагаются выводы из этого опыта, сформулированные в 1982-1986 гг. Рассматриваемые информационные системы, как и указанный отрезок времени, относятся к определенным стадиям проектирования и ввода в эксплуатацию АСУ хозяйством Томской области (АСУ ТО) и ее подсистем: автоматизированная система обработки информации для директивных органов (АСОИДО), автоматизированная система управления городским хозяйством (АСУ ГХ) и др. То, что мы сейчас называем корпоративной информационной системой (КИС), а используется это понятие в тех случаях, когда речь идет об информационных системах для больших распределенных организационных систем, соответствует термину, употреблявшемуся в те годы, – автоматизированная система управления (АСУ). Каждую из подсистем АСУ ТО в полной мере можно отнести к классу КИС. Основные проблемы создания и внедрения информационных технологий в организационных системах, тем более больших, сопряжены с влиянием человеческого фактора. Поэтому в материале статьи ос-новной акцент сделан именно на рассмотрение этого фактора. А так как человек за прошедшие годы мало изменился по сравнению с техникой, то можно предположить, что выводы остаются актуальными и в настоящем.