Термин «живой портрет» вводится автором для анализа особого случая политической коммуникации в России, когда власть ритуально репрезентирует свое присутствие народу. Данная однонаправленная коммуникация призвана демонстрировать бытие официального политического лидера с целью успокоить народные тревоги. В качестве конкретного подтверждения приводятся три исторических примера подобных ритуальных эффектов, когда «живыми портретами» стали царь Алексей Михайлович, вождь Иосиф Сталин и президент Владимир Путин. Обоснованиями ритуально-репрезентативного характера случаев политической коммуникации выступают выделенные автором портретные каноны: 1) «униформа», схематизирующая властителя до живого портрета; 2) статичность позы как ритуальная особенность «портретной коммуникации»; 3) конкретный властитель как «форма презентации». Суть феномена «живого портрета» заключается в наличии Репрезентанта.