В учебно-методическом комплексе дается углубленная характеристика различных когнитивных практик, но основное внимание направлено на изучение конструктивистской эпистемологии. Конструктивизм как когнитивная практика фиксирует активную познавательную позицию субъекта, который познает, преобразуя, создавая, конструируя окружающую среду. Начало конструктивистскому подходу в эпистемологии положил И. Кант. На современном этапе развития науки актуализация конструктивизма обусловлена обращением к познанию сложных саморазвивающихся систем. Современный конструктивизм в его различных формах отличается от классического тем, что отрицает существование феноменально данного сознанию. В курсе рассматриваются различные формы конструктивизма. Наиболее известные формы современного конструктивизма – радикальный и социальный конструктивизм. Радикальный конструктивизм сознательно отмежевывается от метафизических размышлений о бытии и рассматривает познание как самостоятельный процесс. Центральной проблемой радикального конструктивизма становится не обоснование знания, не рефлексия над тем, что мы познаем (знание «что»), а исследование самого процесса познания (знания «как»). Для сторонников социального конструктивизма научное знание социально конструируемо. Здесь знание перестает быть индивидуальным достоянием, а становится продуктом деятельности членов социума. Радикальному конструктивизму, в его натуралистической и социальной версиях противостоит подход конструктивного реализма. Показано, что конструктивный реализм — это целая программа исследований познания. Зачет по курсу сдается в очной форме. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 47.04.01