Рассмотрены способы актуализации состояния саспенса в произведениях жанра «триллер». Проанализированы определения разных исследователей термина «саспенс». В результате последний определяется как художеcтвенный эффект, предполагающий возникновение у читательской аудитории продолжительного тревожного состояния или состояния неопределенности. Состояние «саспенс» создается за счет стилистических, визуальных и звуковых средств, применяемых автором произведения. Феномен саспенса тесно связан с возможностью литературного произведения вовлекать реципиента в происходящие события. Эффект возникает и может усиливаться в том случае, если читатель ассоциирует себя с героем произведения, проживая с ним события романа. Традиционно «саспенс» связан с мотивом опасности и встречается в таких жанрах, как «триллер», «детектив». Фабула произведений жанра «триллер» строится на совершении преступлений, политических играх, преследовании, любовных отношениях, ведущих к убийству. Сюжетная линия разворачивается вокруг действий отрицательного персонажа (антагониста), который создает препятствия для главного героя произведения. Материалом для исследования послужили произведения жанра «триллер» американских и английских авторов Т. Харриса («Молчание ягнят») и М. Стюарт («Гром справа», «Вас ждут девять экипажей»). В результате проведенного анализа сделан вывод, что создание атмосферы напряжения в произведениях достигается посредством как универсальных приемов (компаративные тропы, семантический повтор, экспрессивный синтаксис), так и нестандартными авторскими решениями (соматизмы, кинематические речения), многочисленными деталями. Отмечается, что одним из ведущих способов для креации ярких и сложных образов является тропеизация.
Факультет иностранных языков
Журналы ТГУ
Языковые средства создания саспенса в произведениях жанра "триллер" и способы их актуализации (на материале романов англоязычных авторов)