Рассматриваются философские и методологические аспекты взаимосвязи обучения и творчества в процессе становления человека не просто как личности, а как активной творческой единицы эволюции. Показаны эволюционные механизмы, связывающие творческое развитие с освоением языка и мышления, обозначена их роль в наработке и реализации творческого потенциала человека. Язык рассматривается как инструмент обучения и творчества. Выявлена основа творческой активности сознания через механизм отображения и видения, задействованный в обучении, что характеризует саму возможность формирования многомерного восприятия и становления творчески полноценной личности. Показано, как поддерживается творческий акт на уровне выработанных в ходе эволюции нейрофизиологических механизмов, что дает возможность задействовать их в процессе обучения. Для реализации высших творческих способностей характерно постоянное трансцендентное движение к обновлению в познании, через что, как показано в эволюционном подходе К. Поппера, происходит взаимообогащение как человека, так и самого «третьего мира», мира знаний. Трансцендирование как одно из свойств человеческого сознания, изначальное стремление к познанию нового, объединяет творческую и познавательную активность, в которой осуществляется обновление и самого человека. Обосновывается необходимость актуализации стремления к постижению нового в процессе обучения. Такой подход способствует развитию эвристического и творческого потенциала и самообразовательных компетенций, что вкупе с постижением новых знаний и формированием ценностного аспекта в мировоззрении впоследствии приводит к самотрансценденции как высшему проявлению творческой идентичности человека. Актуализация творческого развития в процессе обучения сегодня важна в связи с научно-техническим прогрессом, благодаря которому человек освобождается от рутинных технических задач. В то же время в связи с цифровизацией образования появляются дополнительные риски в плане формирования творческой личности. Сделан вывод, что свободная творческая деятельность человека неразрывно связана с реализацией его внутренних потенций и осуществлением предназначения в общем эволюционном процессе жизни.