Проанализированы отзывы русской критики о социально-криминальном романе У. Годвина "Калеб Вильямс", на основе чего выявлены два этапа восприятия творчества английского писателя, каждый из которых отличался своеобразием и определялся потребностями русской словесности. Если в конце 1830-х гг. внимание критики фокусировалось на сюжетостроении, проблематике и характерологии романа (при этом остались до конца не понятыми некоторые его художественные элементы), то в 1860-х гг. наблюдается более осознанное и непосредственное восприятие английского произведения, проявившееся в его критическом осмыслении и влиянии на творчество русских писателей (таких как Ф.М. Достоевский и Н.Г. Чернышевский), воспринявших и интерпретировавших в своих сочинениях идеи и методы, разработанные Годвином в "Калебе Вильямсе".