В статье изучается, как финансовая культура влияет на поведение людей в сфере финансов, особенно в контексте их склонности к сбережению и инвестициям. Основная задача исследования – определить, как социокультурные особенности России в различные исторические эпохи влияли на развитие финансовой культуры и поведение граждан в финансовой сфере. В качестве теоретической базы для работы использованы документы Правительства РФ, а также исследования российских ученых, таких как А. Аузан, Е. Никишина, Д. Кунижева, и зарубежных социологов, включая Г. Хофстеде и М. Вебера. Исследование показало наличие связи между социокультурными аспектами и финансовым поведением граждан, по результатам исследования сформированы модели финансового поведения для поколений «Z» и «X». Результаты работы могут быть использованы для создания стратегий, направленных на стимулирование осознанного финансового поведения среди различных групп населения.