Сохранение нормативного характера натурализованной эпистемологии обусловливает необходимость обратиться к анализу понятия «когнитивная ценность». «Возрождение» натурализма в западноевропейской философской традиции в середине ХХ в. было связано в том числе и с «возвращением психологии» (Ф. Китчер), в связи с чем особое значение приобретает анализ проблемы мотивации развития научного знания. Во-первых, сама постановка проблемы мотивации эксплицирует тенденцию «возвращения психологии» в явном виде. Во-вторых, решение проблемы мотивации очевидным образом связано с анализом «когнитивной ценности» как источника нормативности. Показано, что в рамках конструктивного эмпирицизма (Б. ван Фраассен) задание соответствующей решению проблемы мотивации «когнитивной ценности» – эмпирической адекватности – не является релевантным проекту сохранения нормативности. Принятие в рамках критического научного реализма (И. Ниинилуото) истины как цели развития науки является более адекватным.