Обосновывается метод стратификации семантики и его исполь- зование в дидактической практике. Освещается исследовательская концепция стратификации семантики в диахроническом и синхроническом аспектах. Автор показывает конкретные подходы, приемы и методы исследования семантики в рамках отечественных и зарубежных лингвистических школ и направлений, выделяет значение и смысл как ключевые понятия, которые являются операционными единицами семантического анализа, раскрывает их онто- и филогенез. Новизну и актуальность работы определяет нетрадиционный подход автора к стратификации семантики как методу лингвистического анализа, а разграничение значения и смысла – как один из аспектов этого метода, что указывает на научно- дидактическую значимость обсуждаемого материала. Как метод он универсален и находит a priori свое применение также в когнитивном моделировании, например в форме концепта, и концептуальном анализе при выявлении когнитивно-семантических признаков. Этим определяется научно-дидактическая значимость этого метода. Учитывая научно-дидактические преимущества разных подходов и концепций к исследованию семантики – содержательной грамматики, понятийных категорий, теории поля и другие, обосновывается актуальность современного когнитивно-семантического направления, в рамках которого постулируется априорное соотношение и взаимодействие языковых структур и лежащих в их основе структур знания, показывается роль предшественников когнитивной лингвистики в становлении этого направления. Использование метода стратификации грамматической семантики в русле когнитивно-дискурсивного направления с описа- нием других используемых методов показано на примере учебного пособия по немецкому языку, которое имеет своей целью формирование грамматической компетенции обучающихся. Для эффективного усвоения грамматической семан- тики обучающимися тематический материал имеет единообразную структуру, представляющую две подсистемы грамматического знания – его формально- грамматические и когнитивно-семантические признаки. В этом пособии разрабо- таны наряду с первостепенными грамматическими темами (артикль, род, залог, наклонение) такие «контекстуально-чувствительные», как сравнение и уступка. Последние, как правило, при составлении учебных материалов остаются вне поля зрения специалистов вообще, в лучшем случае занимают их периферию. Логика изложения грамматического знания и способ его организации в учебном пособии учитывают закономерности формирования и совершенствования грамматической компетенции как динамической комбинации знания, понимания и способностей. Кроме того, учебное пособие составлено на немецком языке, что должно способствовать повышению языковых навыков формирования грамматического терминологического аппарата с целью его адекватного употребления в лингви- стическом дискурсе. Иллюстративный материал имеет разную дискурсивную окрашенность в соответствии с решением той или иной лингводидактической задачи. Это значительно повышает актуальность и дидактическую значимость анализируемого пособия в рамках конкретных учебных дисциплин.