Сравниваются дневниковые записи В.А. Жуковского за период его пребывания в Риме в декабре 1838 – январе 1839 г. и римские рисунки поэта, представляющие собой своего рода имагологическое описание Вечного города. За это время Жуковский создал более 40 рисунков города и его окрестностей, которые в статье рассматриваются как своего рода визуальный римский дневник поэта, в большей мере, чем вербальный, отражающий его восприятие Рима и формирующий целостный и концептуальный образ топоса в сознании Жуковского. Римские рисунки поэта интерпретированы как визуальный вариант римского текста Жуковского, отличающийся от крайне скупого и номинативного вербального образа топоса в дневниковых записях поэта очевидным единством типологии сюжетов, особенностями композиции и своеобразием точки зрения художника. Кроме того, некоторые рисунки дают возможность реального комментария к текстам русской литературы о Риме – в частности, отрывку Н.В. Гоголя «Рим». Статья сопровождается публикацией 22 римских рисунков Жуковского.