Исследуется продуктивность применения понятия «фронтир» для интерпретации сочинений православного духовенства как одного из классических вариантов «сибирского текста». Рассматриваются тексты XVIII-XIX столетий: описание миссионерских поездок митрополита Филофея (Лещинского) в «Кратком описании о народе остяцком» Г. Новицкого; автобиография алтайского миссионера, протоиерея М. Чевалкова «Памятное завещание»; дневники святителя Иннокентия (Вениаминова); путевые записки якутских миссионеров - священника А. Аргентова и епископа Дионисия (Хитрова). Выдвигается предположение о том, что в сочинениях сибирского духовенства формируется особый образ человека фронтира, существенно отличающийся от его традиционной версии, сложившейся в американской культуре. Данный образ анализируется в контексте церковной истории Сибири, специфики религиозного и национального самосознания и проблемы диалога культур.
Литература Сибири в социокультурном пространстве : материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Василия Прокопьевича Трушкина, Иркутск, 23-24 сентября 2021 г.. Иркутск, 2022. С. 93-102