Актуальность исследования вызвана современными тенденциями развития высшего образования в России, а также целями разработки и принятия федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Наделение консорциумов образовательных организаций преимуществами при включении в программу выявляет закономерную необходимость в осмыслении феномена образовательной интеграции, поиске наиболее оптимальной модели ее правового регулирования. Цель: с опорой на отечественный, а также иностранный опыт проанализировать современное состояние консорциумов в высшем образовании России и предложить оптимальный вариант их юридического оформления. Методология исследования - формально-юридический, сравнительный методы, методы анализа, синтеза и юридического моделирования. В результате обоснована необходимость внесения изменений в ФЗ ««Об образовании в РФ» в части регламентации понятия, видов и форм существования консорциумов.