Рассматриваются мировоззренческие и политические основания конструирования образов исторической ответственности в этноориентированном сознании и этноориентированной политической среде. Констатируется, что историческая ответственность в этнонациональном дискурсе преобразовывается в ответственность индивидуальную, т.к. этничность носит тотальный характер и человек оказывается «приписан» к «своему народу» по факту рождения. Отмечаются, в целом, негативные последствия конструирования коллективной исторической ответственности народов, но, в то же время, благодаря мобилизационным возможностям этнических представлений, может быть подготовлено и коллективное покаяние за преступления своих предков (рассматривается пример современной Германии). На отечественном материале прослежены особенности инструменталистского использования в политических целях образов исторической ответственности социальных и этнических групп. Проанализирована роль «доказывающих вину» образов прошлого в обосновании репрессий по отношению к советскому крестьянству, депортированным народам и т.д. На примере одного из российских «национальных регионов» постсоветского времени, Татарстана, проанализирована специфика конструирования определенными политическими силами исторической вины и ответственности одной этнической группы перед другой.