Показано, что тема производства субъективности как самостоятельная философская проблема исходит из возможностей классической философии XIX в. В частности, философская интерпретация «несчастного сознания» у Г.В.Ф. Гегеля, исследующая диалектику Господина и Раба, уже задействует стратегию интерсубъективности и вводит в философский дискурс фигуру Другого. С этого момента субъект предстает как сугубо историческая конструкция, являющая собой продукт последовательной сборки в виде исторических детерминаций. Эту конститутивную особенность унаследовал субъект психоаналитического и постструктуралистского анализа неклассического образца. Выдвинут тзис, что невротическая «установка признания» конституирует субъекта таким образом, что его собственная структура обусловлена присутствием значимого Другого. Показано, что «воображаемое», артикулирующее себя в аффекте, движимо амбивалентным фантазмом, имеющим структуру двойного полагания.