В статье рассматривается проблема учета индивидуальных интеллектуальных особенностей студентов в художественном образовании. Проведен анализ и показана связь между различными типами мышления и качеством его применения в творческой деятельности обучающихся. Разработан диагностический инструментарий. Представлена оценка уровня сформированности понятия «Перспектива» у обучающихся учреждений высшего профессионального образования (при переходе от объемно-пространственного рисунка к условно-стилизованному изображению). Сделаны выводы, что творческий аспект интеллектуальной деятельности в рамках изобразительного искусства необходимо оценивать с помощью критериев развития абстрактно-образного мышления и способности к продуцированию новых идей. Предложено использовать модель педагогического мониторинга в художественном образовании, которая позволит не только оценить уровень подготовки обучающихся, но и дефициты образовательного процесса в вузе.