В статье презентуется двухтомная монография И.Н. Налётовой, посвященная разработке и практической адаптации общенаучного системного подхода к опере как целому. Оценивая монографическое исследование отечественного ученого, автор фокусирует внимание на его методологическом и теоретическом потенциале, актуальном как для опероведения, так и постановочной практики. Рассмотрение работы происходит на фоне широкого культурного контекста: впечатлений от защиты докторской диссертации Е.А. Приходовской, на которой автор статьи была оппонентом, исследования М.В. Минкина «Немой Евгений», опубликованного на страницах газеты «Московский комсомолец», характерного для современного художественного творчества, связанного с постановкой классических оперных образцов, постмодернистского глумления над культурным наследием нашей страны, в том числе работ, раскрывающих специфику теории деятельности отечественного методолога Г.П. Щедровицкого и размышлений о музыке композитора Валерия Гаврилина.