Лингводидактическая программа "Обучение иностранному языку в ходе онлайн-переписки" как форма учебной коммуникативной практики: методологические аспекты
Title
Linguo-didactic program "Teaching Foreign Language through Online-Correspondence" as a form of educational and communication practice: methodological aspects
Раскрывается инновационное содержание лингводидактической программы по овладению иностранным языком. Стимулом для создания программы явились кардинально изменившиеся в связи с развитием онлайн-технологий условия коммуникации, что позволяет осуществлять онлайн-переписку на иностранном языке с носителями языка. В таком общении усматривается большой лингводидактический потенциал, осмысление которого позволило организовать учебный процесс на собственно коммуникативных принципах и тем самым декларировать новый этап в реализации коммуникативного подхода в сфере преподавания иностранных языков. Глубокая, качественная переориентация лингводидактической деятельности на собственно коммуникативные принципы усматривается,во-первых, в кардинальном переосмыслении характера учебного материала: отправной точкой лингводидактической деятельности признается коммуникативная практика обучаемого, это способствует формированию особой – дискурсивной – грамматики. Во-вторых, меняется отношение к учебной коммуникативно-речевой практике обучаемых – она воспринимается не как объект, а как средство изучения иностранного языка. В-третьих, позиция обучаемого трансформируется из позиции стороннего наблюдателя моделируемых или реальных коммуникационных процессов в позицию полноправного участника коммуникации, активно осуществляющего самостоятельную поисково-познавательную деятельность, что стимулирует синергетические процессы в лингводидактике. Содержание программы составляют ее разделы: методологическая база, особенности организационно-мотивационной деятельности по осуществлению онлайн-переписки, содержательно-информативная база лингводидактической деятельности. Основное внимание сосредоточено на последнем разделе, касающемся принципов формирования учебного материала. В первую очередь это коммуникативно-прагматический принцип. Характер его реализации определяют основные стратегии онлайн-переписки: предметно-тематическая, содержательно-информативная, этикетная, эмоционально-оценочная и стилеобразующая. Другой важнейший принцип организации учебного материала – принцип последовательности изложения, осуществляемый по линиям расширения и усложнения. Рассмотрение данных принципов сопровождается анализом онлайн-переписки студентов, изучающих русский язык как иностранный, с носителями языка. В заключении статьи подводятся итоги и определяются перспективы реализации программы.
Журналы ТГУ
Лингводидактическая программа "Обучение иностранному языку в ходе онлайн-переписки" как форма учебной коммуникативной практики: методологические аспекты