В статье рассматривается проблема реальности в её сопряжённости с проблемой сознания. Отмечается, что в классической эпистемологии реальность трактовалась как существующее независимо от сознания. В современной эпистемологии, обозначаемой как неклассическая, обозначились два подхода: фундаменталистский, претендующий на познание независимой от сознания реальности; и конструктивистский, суть которого заключается в идее, что мы не знаем и не можем знать независимую от сознания реальность как таковую, но знаем лишь эмпирическую реальность, которую мы в некотором смысле конструируем в результате взаимодействия с непознаваемым внешним миром. В современном естествознании произошёл поворот от предметно ориентированного познания к познанию реальности, понимаемой как взаимосвязи, отношения, от реальности вещной, визуально наблюдаемой, к реальности, конституируемой в сознании. Акцент в познании законов реальности сместился к проблематике смыслообразования. Что означает, что познание недостаточно истолковывать как интеллектуальное производство, смысл познания в том, что объект конструируется в интеллектуальном и культурном пространстве деятельности человека. Современная философия науки видит в науке не только систему теоретических положений, но интерпретативную практику, укоренённую в жизненном мире. Обращение к практике, нравственно-этическая нагруженность, гуманизация характеризуют новые научные построения. Адекватное теоретическое осмысление такой реальности неотделимо от ментальных и коммуникативных процессов. Онтология мира в новой научности раскрывается через психологию человека. Мы учимся видеть мир не только через приборы, но и через человека. В этом проявляется релятивизации научного познания, но не отказ от научного реализма как важнейшего параметра научного мировоззрения и не отказ от объективности как ценности науки.