Согласно одному из закрепившихся в логико-философской литературе с первой половины XX века предубеждений, не утратившему своего влияния по настоящий момент, логическая теория свободна от эмпирических и психологических мотивов познания. Вместе с тем тезис об автономности логики влечет за собой противоречивые эпистемологические следствия, которые, как предполагается, могут быть связаны с возникновением логико-семантических парадоксов. Решение проблемы эпистемологических оснований логики невозможно без переосмысления сущности формального знания с учетом адекватного соотношения логико-теоретического и логико-психологического содержания мышления. Ожидаемо, что первый шаг на пути к такому решению должен состоять в отказе от автономии логической теории. Главной предпосылкой к этому выступает то обстоятельство, что логика при помощи собственной теории не справляется с проблемами, инициированными ее же средствами. One of the main stereotypes of logical and philosophical literature starting from the first half of the twentieth century is the opinion of autonomy of the logical theory. From a philosophical point of view the thesis of the autonomy of logic entails conflicting epistemological consequences, which are supposed to be associated with the emergence of logicalsemantic paradoxes. The solution to the problem of the epistemological foundations of logic can be associated with a rethinking of the essence of formal knowledge at the border of the logicaltheoretical and logicalpsychological content of thinking. It is expected that the first step towards such a solution should be to abandon the autonomy of logical theory. The main premise for this is the fact that logic with the help of its own theory, cannot cope with the problems initiated by its own means.
Второй международный конгресс русского общества истории и философии науки "Наука как общественное благо" [Электронный ресурс] : сборник научных статей. М., 2020. Т. 4. С. 171-174